Игра интересна прежде всего тем, кто помнит Зевса, кто играл в Цезаря, и даже тем, кто прошел Аннушку вдоль и поперек. Есть действительно хороший перевод (что удивляет в подобного рода играх), пропитана духом Римского времени, и заставляет надеть тогу и надменно поднять очи к небу. Добро пожаловать, гражданин!
В Википедии прекрасно написано:
CivCity: Rome — трёхмерная компьютерная игра в жанре градостроительный симулятор. Игра воспроизводит цивилизацию Римской империи в масштабе отдельно взятого города. В процессе игры игрок должен выполнить отдельные миссии, например, построить какое-нибудь чудо света, достичь определённого уровня жизни граждан, или отправить определённое число определённого товара.
Миссии подразделяются на мирные и военные. В мирных миссиях игрок только строит и развивает город, в военных ему приходится также отражать нападения врагов.
Люди в игре подразделяются на 3 категории:
Бродяги.
Бездомные работники.
Работники, обеспеченные жильём.
Бродяги сидят на скамейке возле городского центра в ожидании рабочих мест. Получив работу, они переходят в категорию бездомных работников. Чем больше бродяг, тем больше безработица в городе, и тем хуже настроение граждан .
Бездомные работники работают на разных объектах в городе и ночуют на работе. Если поблизости от их объекта построить хижину, работник заселяет её и переходит в категорию обеспеченных жильём.
Работники, обеспеченные жильём, при наличии храмов могут жениться и родить одного ребёнка, а также с течением времени купить двух рабов.
Городской центр
Прежде всего необходимо построить городской центр. Это здание является своеобразной биржей труда. Вокруг этого здания собираются бродяги — граждане, лишённые жилья и работы. Разрушение городского центра в военных миссиях обычно является одним из критериев проигрыша.
Лачуги и дома
Лачуга — это самое примитивное жильё. В нём может поселиться один работник. С удовлетворением различных нужд жильё развивается. Лачуга превращается в малую хижину, затем в среднюю, затем в большую. Большая хижина становится малым домом, который вырастает до среднего, а затем большого. Большой дом моожно превратить в малую инсулу, когда все нужды его обитателей будут удовлетворены. Тогда над домом появляется зелёная стрелка.
И́нсула — это многоэтажный многоквартирный дом, предназначенный для сдачи внаём. Инсула строится поверх лавки, но можно построить пустую инсулу, в которую встраивается лавка. В инсулах живут работающие граждане с жёнами и детьми. Удовлетворение нужд развивает малую инсулу до средней, а затем до большой. В инсулу можно превратить большой дом, когда все его нужды удовлетворены. Большую инсулу игрок может превратить в малое поместье, когда над ней появляется зелёная стрелка.
Поместья, виллы и дворцы
Поместье — более изысканное жильё с более изысканными потребностями. В поместьях живут семьи работников: муж, жена, ребёнок и рабы. Малое поместье растёт до среднего, а затем до большого. Большое поместье игрок может превратить в виллу, когда над ним появится зелёная стрелка. А когда все потребности виллы удовлетворятся, и над ней появится стрелка, её можно превратить во дворец. Дворец — самое большое и развитое жильё.
Колодец
Колодец — первоначальный источник питьевой воды. Его обслуживает один работник. Питьевая вода необходима для превращения лачуги в малую хижину, а так же для тушения пожаров.
Акведук и резервуар
Акведук — водопровод древнего Рима. Он доставляет питьевую воду от источника к жилью. Исследование мозаик делает постройку акведуков бесплатной.
Резервуар осуществляет доступ питьевой воды к жилью и фонтанам. Его можно построить только рядом с последней секцией акведука. Исследование обработки свинца распространяет действие резервуара на весть город.
Склады и амбары
Склад — помещение для хранения товаров, которые не являются продуктами питания. Товары можно транспортировать с одного склада на другой. На складах можно запретить ввоз или вывоз определённого вида товара.
Амбар — склад для съестных припасов. Вся пища, которая производится в городе, складывается в амбарах и является источником рациона для граждан. Продукты питания можно транспортировать из одного амбара в другой. В каждом амбаре можно запретить ввоз или вывоз любого продукта питания.
[править]Добыча природных ресурсов
В игре используются природные ресурсы четырёх видов:
древесина (используется для производства кроватей, изысканной мебели, рыбацких лодок, торговых кораблей, копей и колесниц);
камень (используется при строительстве Чудес света);
мрамор (только на продажу);
железо (используется для производства мечей).
Добыча осуществляется в лагерях добытчиков: лагерь лесорубов, лагерь каменотёсов, железный рудник и мраморная каменоломня. Каждый из них обслуживают по два работника. Сооружения для добычи природных ресурсов должны располагаться рядом с этими ресурсами. Все добытые ресурсы складируются на складах.
Мосты и переправы
Мосты и переправы предназначены для преодоления водных преград. По мостам люди переправляются гораздо быстрее, но мосты блокируют реку для судоходства и рыболовства. Для решения этой проблемы вместо моста можно использовать лодочную переправу.
Дороги
Дороги существенно ускоряют передвижение людей, однако один квадратик дорог стоит 4 денария, тогда как лачуга стоит 1 денарий. Но после исследования бетона дороги становятся бесплатными.
Поля и фермы
Козья ферма
Ферма для выращивания коз обслуживается одним работником. Обеспечивает козьими тушами мясные лавки.
Гусиная ферма
Ферма для выращивания гусей обслуживается одним работником. Обеспечивает гусиными тушами лавки по продаже птицы.
Рыболовный причал
Обеспечивает рыбные лавки сырой рыбой. На причале работают три рыбака. Для работы необходима малая верфь для постройки рыболовных лодок.
Малая верфь
Малая верфь — мастерская по постройке рыбацких лодок. На ней работают 3 работника. Одной верфи хватит на весь город.
Льняное поле
Поле для выращивания льна. Обслуживается тремя работниками. Снабжает город льняным полотном. Одного поля на город достаточно как для нужд города, так и для продажи, так как за один урожай поле производит 15 рулонов полотна. Льняное полотно используется для пошива туник (для бедноты), тог (для более состоятельных граждан) и платья (для богачей).
Масличная плантация
Плантация для выращивания оливок. Обеспечивает город и давильни оливками. Оливки необходимы для производства оливкового масла, кроме того, они — прекрасный продукт питания. Оливковых садов для города нужно очень много. На масличной плантации работают 3 работника.
Виноградник
На виноградниках выращивается виноград, который не только является сырьём для производства вина, но и сам является пищевым продуктом. Виноградник обслуживается тремя виноградарями.
Пшеничное поле
На пшеничном поле выращивается пшеница, которая на мельницах перемалывается в муку, необходимую для выпечки хлеба. На поле работают 3 работника. Пшеничное поле — урожайное, двух таких полей хватит на обеспечение нужд всего города и на продажу.
Фруктовый сад
Во фруктовых садах выращиваются фрукты. Сад обслуживают 3 работника. Фрукты необходимы жителям инсул для развития своего жилища.
Финиковый сад
На финиковых плантациях выращиваются финики — пища для самых обеспеченных граждан. Финиковый сад обслуживается тремя работниками.
Лавки и мастерские
Все лавки и мастерские (за исключением мельницы) обслуживаются одним работником. Над всеми лавками возможно надстраивание инсул.
Мясная и рыбная лавки
Мясная лавка — лавка, в которой козьи туши с фермы разделываются на куски мяса. Мясо — продукт, который граждане потребляют в первую очередь в своём рационе. Мясо также необходимо для роста хижины из малой в среднюю. Поблизости от мясной лавки должна находиться козья ферма. Мясо также производит рыбная лавка. Продавец забирает рыбу у рыбаков и разделывает её на куски мяса. В тех миссиях, где нет козьих ферм, рыбная ловля может заменить мясо.
Лавка по продаже птицы
В лавке по продаже птицы продаются гусиные тушки для богачей. Поблизости от лавки должна быть гусиная ферма.
Мастерская по пошиву туник
В мастерской по пошиву туник из мотков льняного полотна шьются туники. Туника — одежда для бедноты, она необходима для превращения средней хижины в большую. Поблизости от мастерской должно находиться льняное поле, либо склад, на котором хранятся мотки льняного полотна.
Также можно построить лавку по пошиву тог — для зажиточных горожан, и лавку по пошиву роскошного платья — для самых обеспеченных.
Давильня
Давильня — лавка по производству оливкового масла из маслин. Оливковое масло необходимо для превращения большой хижины в малый дом. Поблизости от давильни должен находиться либо масличный сад, либо амбар с оливками.
Пекарня
В пекарне выпекается хлеб, который необходим для развития домов, а также является ценным пищевым продуктом для рациона граждан. Поблизости от пекарни должна находиться мельница.
Мельница
Мельница — сооружение для помола пшеницы в муку, необходимую для выпечки хлеба. Мельницу обслуживают два работника и два мула, вращающие жернова. Поблизости от мельницы должно находиться либо пшеничное поле, либо склад со снопами пшеницы.
Столярная мастерская
В столярной мастерской изготавливаются кровати, необходимые для развития домов. Поблизости от столярной мастерской должен располагаться склад с древесиной.
[править]Мастерская краснодеревщика
В мастерской краснодеревщика производится роскошная мебель для богачей, необходимая для роста поместий. Поблизости от мастерской должен быть склад с древесиной.
Винокурня
В винокурне из винограда выжимается вино. Работает там один винодел. Исследование виноделия увеличивает количество вина. Поблизости от винокурни должен находиться виноградник или амбар. Вино употребляют зажиточные горожане.
Фруктовая и финиковая лавки
В фруктовых лавках продаются фрукты, выращенные в фруктовых садах. Фрукты — ценный пищевой продукт для обитателей инсул. В финиковых лавках продаются финики для богачей. Финики выращиваются на финиковых плантациях, которые должны располагаться рядом.
Развлечения
Развлечения необходимы для развития домов граждан, а также для поднятия уровня цивилизации.
Таверна
Самое простое развлечение граждан — распитие вина в таверне. Таверна удовлетворяет нужды граждан в развлечениях в минимальном объёме.
Пьяцца и музыкальные школы
Пьяцца — место выступления для музыкантов. Она представляет собой квадратную площадь, на которой музыканты играют на лире. Пьяцца более успешно развлекает граждан, но для того, чтобы на ней проходили концерты, в городе должна быть построена хотя бы одна музыкальная школа, где будут учиться музыканты.
Амфитеатр
В амфитеатре проходят театральные представления, которые обладают гораздо бо́льшим развлекательным рейтингом, но для них необходимы школы актёрского мастерства.
[править]Бои на арене
Больше всего гражданам римского города нравится наблюдать за боями гладиаторов на арене. В городе можно построить арены двух видов: Малая арена и Большая арена. Кроме того, после исследования архитектуры можно построить чудо света — Колизей, который тоже можно использовать в качестве арены. Для того, чтобы бои на арене стали возможными, необходимо построить школы гладиаторов, обучающие гладиаторов с разными типами вооружения (всего их 3); также можно построить загоны для животных: льва, слона, жирафа, крокодила, леопарда и страуса. Бои на арене существенно поднимают уровень цивилизации.
Скачки в цирке
Более захватывающим зрелищем являются скачки в цирке. Цирком в игре называется ипподром, где проводятся скачки на колесницах. Для того, чтобы скачки стали возможны, нужно вблизи от цирка построить загон лошадей, мастерскую колесниц и школу колесничих. После исследования колесниц колесничие обучаются на 100% быстрее. Кроме обычного цирка, после исследования театральных представлений можно построить чудо — Большой цирк, в котором тоже проводятся скачки.
Услуги
Будка уборщика
В Древнем Риме не было канализации, и все нечистоты выбрасывались прямо на улицу. Если бы не уборщики, города превратились бы в помойки. В этой игре уборщики тоже очищают улицы от мусора. В одной будке сидит один уборщик, который убирает близлежащую территорию. Чтобы содержать город в чистоте, нужно поставить несколько будок уборщиков в разных районах города.
Храмы
В храмах граждане справляют религиозные обряды, в том числе и брачный обряд. Брачный обряд необходим для развития домов. В игре различают малые и большие храмы. В малом храме восседает один жрец, в большом — 2 жреца.
Бани и минеральные ванны
Для того, чтобы большие дома развились и были способны превратиться в инсулы, жители домов должны хотя бы раз искупаться в бане. В бане работает один банщик, но баня по площади занимает очень много места. Бани возможно использовать только при наличии пресной воды.
Дальнейшее развития жилья требует постройки минеральных ванн. В них моются жители поместий. В одной минеральной ванне работает один банщик. Минеральные ванны занимают ещё больше места, чем обычные бани.
Школы и библиотеки
Для того, чтобы дети граждан могли получать образование, нужно строить школы грамматики. В школе преподаёт один учитель. Учатся в школе дети обитателей инсул и более роскошного жилья.
Для того, чтобы получить дополнительное образование, необходимы библиотеки. В каждой библиотеке — по 3 библиотекаря. Библиотеки посещают дети граждан, проживающих в поместьях и более раскошном жилье. Возможно также построить чудо — Великую Библиотеку, которая увеличивает рейтинг образования.
Медицина
Для развития инсул необходимы услуги врача. В кабинете врача работают 2 врача.
Для дальнейшего развития инсул необходимо построить больницу. В одной больнице работают сразу 6 врачей, поэтому постройка больницы в какой-то мере решает проблемы безработицы.
Невольничий рынок
Для развития инсулы семье, проживающей в ней, необходимо купить раба. Рабы продаются на невольничьем рынке. На рынке работает один работорговец, и он может за один раз продать не более 4 рабов.
Торговля
В некоторых миссиях может отсутствовать тот или иной ресурс для для развития города. В таком случае ресурс завозится извне: закупается в соседних городах. Для этого существуют рынки для сухопутной торговли и торговые доки для морской торговли. Для осуществления торговли, нужно, чтобы были проложны сухопутные, либо морские торговые пути. Торговля также является источником прибыли в городе.
Рынки
Рынки осуществляют сухопутную торговлю в городе. Один рынок возможно настроить на ввоз/вывоз одного вида трвара и задать количество этого товара, ввозимого/вывозимого за один рейс. Каждый рынок обслуживают два грузчика и один караванщик, который водит караваны мулов.
Морская торговля
Торговые доки осуществляют морскую торговлю посредством торговых кораблей. Как и сухопутные рынки, каждый торговый док можно настроить только на один вид товара. Каждый док обслуживают по 5 грузчиков. Корабли можно построить на большой верфи (одной хватит на весь город), рядом с которой должен располагаться склад древесины. Работают на верфи 3 плотника.
Сенат
Для того, чтобы жители вилл чувствовали свою значимость, неподалёку от вилл и дворцов должен располагаться сенат, в котором горожане могли бы обсуждать законы. Никакой особой роли постройка сената в жизни города не играет, сенат необходим всего лишь для развития вилл и превращения их во дворцы.